МНЕНИЕ - Результаты экспериментов по обучению обезьян языку неоднозначны, считают эксперты
19 ноября 2013 года

Показанный в фильме "Проект Ним" эксперимент не дал результата, по которому можно было бы с уверенностью говорить, что шимпанзе можно обучить человеческому языку, считают эксперты, обсудившие языковые эксперименты с обезьянами после показа этого фильма в рамках проекта "Научный понедельник" в .

"Проект Ним" - научный эксперимент 1970-х годов, проведенный под руководством Герберта Терреса (Herbert Terrace) из Колумбийского университета в Нью-Йорке. Его цель заключалась в обучении обезьяны языку жестов, который используют глухие люди. Для этого шимпанзе по кличке Ним Чимпски (Nim Chimpsky) взяла в свой дом американская семья, в которой он воспитывался, как ребенок, а не как животное. Фильм показывает сложную судьбу обезьяны, использованной для такого эксперимента. По мере взросления Ним становился все более сильным и менее управляемым. Из-за этого он постоянно менял хозяев, пока его не отдали в питомник для обезьян, откуда шимпанзе попал в лабораторию по тестированию лекарств и в конце концов в заповедник, где только в последние годы своей жизни оказался в более-менее спокойной обстановке и смог жить в обществе нескольких других обезьян.

ФИЛЬМ ПРО ЛЮДЕЙ

В целом эксперты сошлись во мнении, что фильм повествует не столько о научном эксперименте, сколько об отношениях людей и ответственности человека при проведении экспериментов с животными.

"Фильм в основном оказывает человеческие отношения, а о самом эксперименте, о самом языковом проекте в фильме ну как-то уж совсем мало. Например, основным вопросом Герберта Терреса было: может ли обезьяна сказать предложение. Этот вопрос так и повис", - сказала старший научный сотрудник филологического факультета МГУ Светлана Бурлак. Желающим узнать больше о научной стороне подобных экспериментов, она посоветовала книгу Зои Зориной и Анны Смирновой "О чем рассказали говорящие обезьяны".

Заведующая научно-исследовательским отделом Московского зоопарка Елена Непринцева сказала: "Я там (в фильме) не увидела никаких элементов научного проекта, потому что не было ни фиксации поведения обезьяны, ни фиксации поведения людей, что принято при проведении научных исследований". Она считает, что ценность фильма не столько научная, сколько нравственная, так как он подчеркивает ответственность человека перед животными и недопустимость содержания диких животных в домашних условиях.

Как пояснил дрессировщик Московского цирка Никулина на Цветном бульваре народный артист Азиз Аскарян, в возрасте пяти-семи лет шимпанзе становятся опасны для человека, потому что несмотря на все воспитание в них в конце концов просыпается хищник. При этом шимпанзе - очень эмоциональные животные. Если они воспитываются в семье, то когда их отдают в зоопарк, это становится для них большим стрессом и воспринимается, как предательство.

Старший научный сотрудник лаборатории зоопсихологии факультета психологии МГУ Елена Федорович считает, что приемлемого выхода для шимпанзе, использованного в такого рода эксперименте, нет. То, что Ним в конце своей жизни смог жить в одной клетке с другими шимпанзе - это максимум общения с представителями своего вида, который возможен для обезьяны, с раннего детства воспитывавшейся людьми.

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ОБЕЗЬЯНУ ГОВОРИТЬ

Как считает Бурлак, показанный в фильме эксперимент оставляет много вопросов. Например, если взять критерий количества выученных "слов" языка жестов, можно задать вопрос: что значит выучить слово? Например, если ребенок явно понимает слово, употребляет его сам и к месту, то в такой ситуации можно с уверенностью говорить, что он его выучил.

Ситуация становится не такой однозначной, если ребенок понимает слово, но сам его не использует, или если он произнес его один раз и непонятно, было ли оно сказано с пониманием его смысла или без. Те же самые вопросы, как считает лингвист, оставляют и эксперименты, в которых представителей других видов учат говорить.

С другой стороны, сам поставленный Террасом критерий - способность обезьяны общаться при помощи предложений - она считает неоднозначным. Ним не научился говорить предложениями. Однако и люди в повседневном общении далеко не всегда их используют. Например, если один человек ест леденцы, а другой его просит: "Дай мне" - то предложением эту фразу можно считать лишь с очень большим числом оговорок.

Старший научный сотрудник Института языкознания РАН Александр Барулин считает, что для того языка жестов, которому исследователям удалось обучить Нима, почва подготовлена способностью обезьян использовать жесты в естественной среде. Некоторые из таких жестов передаются генетически, некоторые изобретаются и используются лишь в какой-то конкретной ситуации, а потом забываются, а некоторые возникают и устойчиво используются обезьянами в своей социальной группе.

Эксперт отметил, что та система жестов, которая появилась у Нима в результате обучения, выходит за рамки системы знаков, которая есть у шимпанзе в природе. Однако он пояснил, что у человека, наоборот, звуковые сигналы стоят на первом месте по значимости, и о том, как у нашего вида развивалась способность к языку, эксперименты по обучению обезьян полльзоваться жестами ничего не говорят.

По мнению Непринцевой, в фильме Ним демонстрировал обычные способности шимпанзе понимать жесты людей, то есть ничему особенному в процессе эксперимента не научился. Точно так же, по мнению эксперта, медведи обучаются выпрашивать у посетителей еду. Не потому, что они голодны, отметила она, а для развлечения. Аналогичным образом происходит и общение людей и их домашних питомцев, например, собак, которое можно наблюдать без всяких экспериментов.